17:12
Как разобраться в многочисленных учениях?

 

В настоящее время в мире имеется огромное количество религий, учений, культов, эзотерических или около-эзотерических систем, большинство из которых, мягко говоря, не авторитетны. Как во всем этом разобраться?

Прежде чем ответить на этот вопрос давайте разберемся, что же такое религия с точки зрения Вед. По понятным причинам, современного слова "религия" в Ведах нет, поэтому мы будем пользоваться оригинальным санскритским термином. Ведийское слово "дхарма" обычно и переводят на современный язык, как религия, но это упрощение. Слово "дхарма" имеет более сложное значение, чем понятие "религия", которым мы сегодня пользуемся. Слово дхарма одновременно включает в себя три понятия: природа, долг и религия.

Буквальный перевод слова дхарма – "то, что поддерживает".

Дхарма, прежде всего, означает природу субъекта, как совокупность его неотъемлемых качеств. Например дхарма сахара – быть сладким, воды – мокрой и так далее. Одновременно с этим дхарма означает долг или обязанности, но не просто какие-то непонятно кем выдуманные обязанности, а обязанности проистекающие из природы субъекта. Например дхарма собаки – охранять двор; кошки – ловить мышей; кшатрия (в соответствии с Ведами, кшатрии – это люди с врожденными качествами воинов и администраторов) – защищать Родину, брахманов, целомудренных женщин, детей, стариков, коров и, в конце концов, саму дхарму; дхарма матери – заботится о своих детях; дхарма мужчины – быть ответственным и серьезным; врача – лечить людей; брахмана – изучать Веды, обучать других, исполнять религиозные обязанности перед полубогами и Бхагаваном, поддерживать дхарму и т.д. Понятно, что мужчина может быть одновременно, например, еще и врачом и брахманом, в таком случае его долг и быть ответственным, и лечить, и изучать, и обучать и т.д. Но это все тонкости, важно понять сам принцип. Окончательная дхарма каждого живого существа – восстановить свою истинную природу. 
И наконец, дхарма – это религия, как некое учение и одновременно социальный институт. Таким образом про дхарму можно сказать, что это религия, которая определяет круг обязанностей каждого живого существа, эти обязанности проистекают из самой природы живого существа и объективных законов мироздания. Важно понять, что сами Веды есть ни что иное, как отражение природы мироздания и его объективных законов выраженное в звуке. Допустим, если в дхарма-шастрах сказано, что долг жены – быть послушной мужу, а долг мужа – принять на себя всю ответственность за семью, то это не потому, что кому-то так, ни с того ни с сего, захотелось, а потому, что только в этом случае семья будет гармонично существовать и не развалится. В Ведах говорится, что этот мир устроен таким образом, что все в нем естественным образом стремиться к разрушению. Так действует кала – вечное время. Этому закону подчиняется и общество – если в нем нет дхармы – "того, что поддерживает", то общество разлагается.
Теперь перейдем непосредственно к нашему вопросу. Так называемая ведийская религия называется в Ведах санатана-дхарма (вечная дхарма). Согласно Ведам – кроме санатана-дхармы, существуют также и различные упа-дхармы (временные религии). Они даются Бхагаваном разным народам в разные эпохи в соответствии с временем, местом и обстоятельствами. Зачем? Разные общества находятся под влиянием разных гун материальной природы (благости, страсти или невежества), обладают разными интеллектуальными способностями, разными склонностями и привязанностями и т.д., поэтому далеко не все могут понять санатана-дхарму и следовать ей. Не следует считать упа-дхармы ложными путями, упа-дхарма это истинная религия, но представленная, как правило, в упрощенной форме. Но вместе с тем существуют и откровенно ложные демонические учения. Они создаются людьми с разными мотивами либо на пустом месте, но как правило представляют собой извращения истинных религий.

Авторитетное учение должно соответствовать, по крайней мере, трем критериям:

1. Наличие непрерывной традиции в которой сохраняется преемственность передачи знаний.
Если учение возникло, условно говоря, "вчера", если оно не имеет давней истории, или если утверждается, что давняя история существовала, но где-то в подполье, и проследить это невозможно, также если традиция некогда существовала, но затем прервалась и утверждается, что ее восстановили по каким-то источникам, то такое учение, несомненно, следует считать не авторитетным. 

2. Наличие прочного мировоззренческого фундамента.
Это самое сложное. Чтобы действительно понять то или иное учение, необходимо отбросить все внешнее и заглянуть в самую суть. Под фундаментом следует понимать какой-то ряд коротких утверждений до которых можно свести все учение и которые будут выражать его суть. При этом суть не должна нуждаться в дополнительных разъяснениях, она должна быть законченной. Часто бывает, что учение имеет очень привлекательную внешнюю обертку, но при этом у него отсутствует фундамент. В целом должны иметься законченные ответы на вопросы: какова природа человека и каково его происхождение, какова причина возникновения вселенной и живых существ, какова природа Бога, какова природа отношений живых существ и Бога, какова природа зла, в чем конечная цель человеческой жизни. Если законченные ответы на эти вопросы отсутствуют или они противоречивы, такое учение следует считать не авторитетным.

3. Наличие святых в традиции.
Святые это практическое подтверждение истинности той или иной духовной традиции. Для того, чтобы распознать святого есть специальное знание о качествах святых людей. Вкратце скажем, что Веды указывают 26 основных признаков, которые проявляет садху (достигший реализации).

1. Бесстрашие
2. Чистота сознания
3. Духовное знание
4. Благотворительность
5. Самообладание
6. Совершение жертвоприношений
7. Осмысленное изучение священных писаний
8. Совершение аскез
9. Простота
10. Ненасилие
11. Правдивость
12. Отсутствие гнева
13. Самоотречение
14. Спокойствие (умиротворенность)
15. Отсутствие стремления искать недостатки в других
16. Сострадание ко всем живым существам
17. Отсутствие алчности
18. Мягкость
19. Смиренность
20. Решимость
21. Целеустремленность
22. Всепрощение
23. Стойкость
24. Чистота
25. Отсутствие зависти
26. Отсутствие стремления к почестям (скромность)

Если в традиции нет святых или представители традиции выдаваемые за "святых" в действительности не являются святыми, или утверждается, что святые были в прошлом, но проверить это невозможно, такое учение следует считать не авторитетным.

Если учение не соответствует хотя бы одному из трех критериев или если хотя бы один критерий непроверяем, то в 99,9% случаев перед нами что угодно, но не истинное учение.

 

 

Источник http://vk.com/

Категория: Саморазвитие и самообразование | Просмотров: 384 | Добавил: korolyek | Теги: учение, религия, дхарма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]